ПВХ окна имеют гарантию 20-30 (иногда и 50) лет. Однако чтобы они прослужили весь эксплуатационный период необходимо периодически производить обслуживание запорных механизмов и уплотнительных элементов. Необязательно обращаться к мастерам, данную работу можно произвести своими руками, даже не имея особых навыков. Далее подробно расскажем, как самостоятельно смазать пластиковые окна.
Как часто смазывать и в какое время года
По рекомендациям производителей, в целях профилактики обслуживание фурнитуры пластиковых окон необходимо производить раз в год. Однако это достаточно субъективно. Оптимальная периодичность зависит от ряда факторов:
- Качество пластиковых окон. У настоящих немецких профилей долговечная фурнитура и заводская смазка. Производить обслуживание таких окон можно спустя 5-6 лет после покупки.
- Климатические условия. В теплых районах, в которых температура редко опускается ниже -10 градусов смазывать можно раз в 2-3 года. Соответственно, в особо холодных районах (Сибирь, крайний Север и т.д.) наоборот, желательно менять уплотнители и смазывать фурнитуру чаще – в среднем 2 раза в год.
- Наличие поблизости источников пыли – дороги, заводов, строительных площадок и т.д.
Оптимальное время для смазки – конец весны или начало лета. Впрочем, это некритично. Главное, чтобы на улице была плюсовая температура.
Зачем смазывать окна
Многие наверняка задаются вопросом, зачем смазывать пластиковые окна? Со временем заводская смазка теряет свои первоначальные свойства. В результате между металлическими элементами появляется трение, и они стачиваются друг об друга. Понять это можно по скрежетанию по время движения створок. Если не принять вовремя меры, фурнитура и запорные устройства выйдут из строя. Единственный способ избежать подобных проблем – своевременно смазывать металлические и резиновые элементы.
Чем смазывать запорные механизмы и фурнитуру
Смазать механизмы и фурнитуру пластиковых окон можно следующими веществами:
- Масло для швейных машин. Продается в хозяйственных магазинах. Стоимость разная и варьируется от бренда
- Практически любые смазочные масла. Прежде чем смазать механизмы окон убедитесь в том, что приобретенный состав нейтрален к пластику и резине (об этом должно быть написано на упаковке).
- Специальная силиконовая смазка для механизмов пластиковых окон – оптимальный вариант. Стоит в пределах 200 рублей, при этом обладает повышенным эксплуатационным периодом.
- WD-40. Этим универсальным средством можно смазать всё что угодно.
Оптимальная смазка для уплотнительных резинок
Производители рекомендуют использовать профессиональные составы, к которым относятся:
- Fenoflex (Германия) средство для обработки уплотнителей. Использование этого состава позволяет повысить эксплуатационный период резиновых элементов на 20-25%. Во всяком случае, так заявляет производитель.
- Kaleva – профессиональное средство для смазки от производителя профилей КВЕ. Продается в баллончиках или флаконах со специальным дозатором.
- Технический силикон. Бюджетный вариант. Прозрачный, не токсичен, легко наносится. Свободно переносит резкие перепады температур.
В качестве альтернативы можно использовать подручные средства, к примеру, глицерин. Эта бесцветная жидкость справляется со своими функциями только внутри помещения. Снаружи она довольно быстро растворяется в результате выпадения осадков. Однако в качестве временного средства (до покупки нормальной смазки) использовать глицерин допустимо.
Ещё один вариант – вазелин. Хорошо смягчает резиновые элементы, при этом не растворяется под воздействием влаги. Один нюанс – он полностью теряет свои свойства, когда температура становится ниже -25 (замерзает и рассыпается) или выше +30 (растекается из-за перегрева) градусов. Вывод – вазелин можно использовать только в регионах с умеренным климатом.
Пошаговое руководство по смазыванию
Перед смазкой пластиковых окон своими руками необходимо тщательно промыть стеклопакеты и профили. Требуется полностью удалить пыль и грязь. Исходная поверхность должна быть идеально чистой. При необходимости удаляются остатки старого покрытия. Для этого можно воспользоваться плоской отверткой. Главное не переусердствовать и ничего не поцарапать. После промывки требуется протереть насухо обрабатываемые поверхности. Подойдет обычная салфетка.
Совет: начинать работу желательно в безветренную погоду. В противном случае пыль снова осядет.
Дождавшись полного высыхания промытых элементов, необходимо максимально равномерно нанести выбранную смазку на: кронштейны креплений, засовы и защелки. Обычно специальный трубчатый носик идёт в комплекте. Если его нет, можно воспользоваться обычным шприцом. После нанесения рекомендуется несколько раз открыть-закрыть створки. Это нужно для того чтобы вещество распределилось внутри механизмов.
Далее смазываем резиновые уплотнители силиконом (или его аналогом). Сделать это можно руками (желательно в перчатках), либо обычной кисточкой. Точно также не забываем равномерно распределять смазку по поверхности. В конце осматриваем раму и створки, при необходимости удаляем излишки смазки влажной тряпкой. На этом всё. Теперь вы знаете, как правильно смазывать пластиковые окна. Главное четко следуйте приведенной инструкции.
Дополнительные профилактические меры
Напоследок приведем 5 простых правил, которые помогут увеличить эксплуатационный ресурс внутренних механизмов стеклопакетов:
- Периодически проветривайте, даже в зимнее время. ПВХ-профиль полностью герметичен (если установлен по ГОСТ), следовательно, не пропускает в дом уличный воздух. В результате этого на створках образуется влага (конденсат), которая оказывает пагубное влияние на металлические компоненты.
- Регулярно очищайте водоотводные отверстия, расположенные на торце створок. Они препятствуют образованию конденсата.
- Если подвижные конструкции начали плохо двигаться (заедать, скрипеть и т.д.), незамедлительно обращайтесь к специалисту. Проблему лучше выявить заранее – так можно избежать дорогостоящего ремонта.
- Меняйте резиновые уплотнители по истечению эксплуатационного периода. Стоят они дешево – менее 100 рублей, при этом от них напрямую зависит герметичность конструкции.
- Подкручивайте фиксационные болты на ручке – они расположены под пластиковой накладкой.